душанбе, 29 мая. три поезда в неделю, до полумиллиона человек за сезон. поток трудовых мигрантов из таджикистана в россию не ослабевает. чтобы построить свой дом, многие жители республики готовы по нескольку лет работать на чужих стройках. долгая дорога к благополучию для них начинается с рейса душанбе-москва. съемочная группа мтрк «мир» провела в пути четыре дня.
последняя проверка - все ли на месте, и через несколько часов на вокзал. тимур впервые уезжает из дома так далеко и так надолго.
«еду только работать. конечно, я думаю о своих родных, но что поделаешь - работать-то надо», - говорит тимур кабутов.
уезжает тимур в самару. работу в душанбе искал долго, но, если что-то и подворачивалось, зарплату предлагали такую, что и сказать стыдно. потом, говорит, повезло - на бирже труда появились вакансии из россии. тимур долго думал, и на семейном совете все-таки решили - парню надо ехать!
на вокзале за несколько часов до отправления поезда - аншлаг. маршрут душанбе - москва в это время года самый востребованный. состав приходится увеличивать до 19 вагонов!
«каждый год с конца февраля, в связи с началом сезонных работ в россии начинается отток наших трудовых мигрантов. сейчас еженедельно уходит три поезда душанбе - москва и два поезда куляб – москва», - рассказывает и.о. заместителя начальника пассажирских перевозок таджикских железных дорог сафарали тайфуров.
в каждом поезде - до 900 пассажиров. за сезон из таджикистана уезжает около 120 тыс. человек.
поезд душанбе - москва проезжает почти 4,5 тыс. километров и проходит через узбекистан, туркменистан и казахстан. для тех, кто едет в россию в первый раз, первое испытание - это дорога. в поезде приходится трястись больше четырех суток. самолетом - в 100 раз быстрее. но цена билета в 15 тыс. рублей для многих мигрантов оказывается неподъемной. поэтому летом за плацкартными билетами очередь на несколько недель вперед.
в плацкартном вагоне поездка обойдется около шести тыс. рублей. люди в дорогу запасаются провизией и терпением. пассажиры задолго до российской границы начинают заполнять миграционные карты. те, кто хорошо знают русский язык, проверяют у остальных правильно ли все написано.
в пути – четыре дня. за это время успевают рассказать чуть ли не про всю свою жизнь. причины, по которым все они едут в этом поезде, мало отличаются.
- надо заработать и накопить денег, чтобы построить собственный дом и жениться.
заработать на жилье - своеобразная программа максимум для мигрантов. чтобы построить свой дом на родине, надо несколько лет отработать на стройках вдалеке от нее.
- чтобы собрать нужную сумму, надо работать четыре года. сначала надо купить участок, а потом сделать фундамент и так далее потихоньку…
тимур слушает советы и готовится к жизни на новом месте. «старшие братья говорят, чтобы был осторожен», - делится он.
рассказывают тимуру и о простых житейских ситуациях. его попутчик махмуд в россии работает уже 12 лет. больше всего, говорит, что скучает по детям. «я абсолютно не видел, как они росли. приезжаешь, поживешь и опять надо ехать», - переживает он.
песню-гимн гастарбайтера в этом поезде знает каждый. в ней поется о разлуке с родиной и семьей, о том, что не знает мама, как ее сын мучается в москве.
после границы с россией поезд начинает пустеть. тимур вместе со своей бригадой выходит в волгограде. им еще добираться до самары на автобусе, поэтому времени на долгое прощание с новыми друзьями нет. надеются, что еще увидятся. в том же поезде, по тому же маршруту.